• Главная
  • Новости
  • Новые правила для владельцев электросчетчиков: права, обязанности, проверки, штрафы

Новые правила для владельцев электросчетчиков: права, обязанности, проверки, штрафы

С 1 июля 2020 года, как и планировалось, вступают в силу нормы закона «об умных электросчетчиках» (от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ).

И вместе с ними существенно меняются правила по эксплуатации счетчиков электроэнергии (Постановление Правительства от 18 апреля 2020 г. № 554). Разберем, как это коснется непосредственно нас, граждан-потребителей.


1. Нужно ли срочно менять свой электросчетчик?


Такой необходимости нет. С 1 июля все обязанности по коммерческому учету электроэнергии переходят на гарантирующего поставщика или сетевую организацию (далее для удобства буду называть их «энергокомпания»).

Это значит, что она должна заменить счетчик в случае, если прежний выйдет из строя. К таким случаям относятся:

- истечение срока межповерочного интервала или срока эксплуатации (они указаны в техпаспорте счетчика),
- а также поломка счетчика или его утрата,
- или же первичное подключение жилого объекта к энергосетям.

Отсутствие счетчика также предусмотрено в числе этих обстоятельств.

Так что с июля потребитель может потребовать от энергокомпании поставить ему новый счетчик, если такового нет в его жилом помещении. А пока ни одно из указанных обстоятельств не наступило, у нас должны принимать показания имеющихся счетчиков.

Для замены счетчика нужно будет подать заявку в энергокомпанию — с этого момента у нее есть 6 месяцев на то, чтобы ее исполнить.

За нарушение этого срока компания заплатит неустойку потребителю: в первые 3 месяца — 50% от стоимости своих услуг, далее — в размере 100% (т. е. можно рассчитывать на снижение платы за электричество).

Однако неустойка начисляется с месяца, в котором получена претензия от потребителя — поэтому очень важно своевременно направить ее в адрес энергокомпании.

За период до того, как энергокомпания поставит новый счетчик, плата за электричество будет начисляться по т. н. замещающей информации.

Это прошлогодние показания счетчика за тот же месяц, а при отсутствии таковых — за ближайший месяц, когда были показания.

Обратите внимание, что установка электросчетчиков с июля должна проводиться за счет энергокомпаний, т. е. мы, потребители, не обязаны платить ни за счетчик, ни за ввод его в эксплуатацию. Наша обязанность — лишь обеспечить доступ в жилое помещение для установки счетчика.


2. Когда поставят «умные электросчетчики»?


Обязанность по установке интеллектуальных систем учета электроэнергии (т. е. «умных счетчиков») возлагается на энергокомпании с 2022 года.

До этого времени они вправе ставить такие счетчики, а могут поставить и обычный прибор. А вот в новостройках «умные счетчики» должны быть уже с 2021 года.


3. Как будем передавать показания счетчиков?


До тех пор, пока собственнику жилья не поставили «умный электросчетчик», он обязан снимать и передавать показания своего прибора учета.

Сроки и порядок передачи показаний определяются договором с энергокомпанией. А вот в отношении «умных счетчиков» вся ответственность за снятие показаний переходит на энергокомпанию.

Она получает их со счетчика дистанционно, а собственник жилья вправе требовать, чтобы ему предоставили информацию о снятых показаниях и начислении платы за электричество.


4. Как будут проходить проверки счетчиков?


Плановые проверки будут проводиться в отношении старых приборов учета, для «умных электросчетчиков» предусмотрены только внеплановые проверки.

Основанием для внеплановой проверки является поступивший сигнал индикаторов «умного счетчика» о том, что произошло внешнее вмешательство в его работу.

В ходе проверки счетчика будет проводиться фото- и видеосъемка. Если собственник не участвовал в проверке, материалы съемки должны прилагаться к составляемому акту.

Собственник жилья вправе привлечь к участию в проверке аккредитованного эксперта в области метрологии.

Если будет установлено вмешательство в работу счетчика (в т.ч. одного из компонентов системы интеллектуального учета), составляется акт о безучетном потреблении электричества.

Это является основанием для доначисления платы с учетом 10-кратного штрафного коэффициента. Если собственник дважды не обеспечит допуск в свое жилое помещение для проверки счетчика, плата будет начисляться по нормативу, повышенному в 1,5 раза.

Иными словами, после установки «умного счетчика» для нас, потребителей, значительно сокращается круг обязанностей.

Нужно будет только обеспечить целостность и сохранность счетчика, а также вовремя предоставлять энергетикам доступ к нему для проверок. Снятие показаний, поверки и замена — все это становится заботой энергокомпаний.

Ещё новости

30. 10. 2020

Потому что привычное или потому что дешевле? Причины, по которым «вторичка» не теряет популярности

Несмотря на рекордно низкие ставки по льготной программе ипотеки на новостройки и их агрессивную рекламу, вторичное жилье продается по-прежнему активно. Многие покупатели рассматривают вторичку как единственно верный вариант и не готовы к переезду в только что построенный дом. Почему? Попробуем разобраться.

29. 10. 2020

Всероссийская реновация: чего ждать регионам от новой программы

Инициатива о реновации жилого фонда в России может быть реализована не во всех регионах, считают эксперты, опрошенные "Интерфаксом". Они отмечают, что программа будет востребована в экономически активных крупных городах, имеющих ограниченные ресурсы для нового строительства. По мнению участников рынка, в случае запуска программы ее механизм должен быть более прозрачным и не затрагивать интересы собственников жилья.

28. 10. 2020

Кто кого поддержит: последние законодательные инициативы рынка недвижимости

По степени общественного интереса продление льготной ипотеки на новостройки, конечно, ни в какое сравнение не идет с остальными законодательными темами. И все-таки ряд инициатив последних недель активно обсуждают и профессиональные игроки, и потребители

Все новости ➡

Оставьте заявку

Звоните или оставьте заявку, мы обязательно свяжемся с Вами

+7 960 476-41-26